Мы идем на дрессировку!
В эту зиму Аргоша стал большим. Мне уже странно вспоминать, как летом я волновалась, когда нас с малышом застигло первым нашим дождем в Дубовке. Сколько их еще было в нашей жизни, этих дождей!
читать дальшеМы выбрались в сосновый лес чудным солнечным июньским днем - щенуле было почти пять месяцев. Он впервые был в большом лесу и радостно бегал между соснами, гонялся за воронами (так называемая команда "птички!" - чтобы дитя побегало само, без хозяина), совал длинный носик в травку... И вдруг набежало облачко, полил прозрачный теплый летний дождик. Да, теплый, - но я-то перепугалась: детеныш только что переболел! Мы спрятались под дерево, и я закрывала его собой - как с радостью бы делала всю свою жизнь... А потом мы быстро побежали на станцию, и, ожидая поезда, я все время растирала - сушила его шерстку и трогала ушки: не холодные ли? Мне все казалось, что он замерзает... Он ведь был еще таким маленьким! Но ему, конечно же, было хорошо, и все мои тревоги прошли над ним незамеченными... Помню, что рука моя была вся в его мокрой черной шерстке: он уже начинал линять...
Нашей первой зимой прошли и первые Аргошины выставки - пока еще экстерьерные. Мы получили парочку "хорьков" (оценка экстерьера "хорошо") в классе юниоров, пару - тройку дипломов и серебряных медалей (из который пару же позднее потеряли, так что я даже не могу с точностью сказать, какому диплому какая медаль соответствует). И я потихонечку стала свыкаться с мыслью, что звездою ринга нам не стать: 1) наш перекус, 2) наш крючок и 3) наша "велосипедность" - далеко не пустят.
1. Правда, на первых выставках небольшой Аргошин "перекус" (нижняя и верхняя челюсть смыкаются встык, "клещами", а не "ножницами", как полагается) я научилась убирать (могу поделиться опытом, как это делается), но все-таки это был первый звоночек, что "отлично" нам не иметь (ведь Аргоша еще рос, и, значит, челюсть еще будет удлиняться... К тому же он так любил играть в "перетяжечки" палочкой или тряпочкой: кто кого? - и от этого челюсть вытягивалась еще больше. Я не могла (хотя и пыталась) отказать ему в игре: он так мило приглашал поиграть - взяв в пасть палочку и настойчиво подсовывая ее конец в мою руку и так задорно-выжидательно поглядывая на меня, - и так радовался, когда я соглашалась... А ну его, этот экстерьер! Чтобы я лишала свою собачку радости общения!.. А теперь я понимаю, что, пожертвовав выставками и выбрав контакт с собакой, я и имела собаку, понимающую меня с полужеста, а не лощеную бестолочь.).
2. Наш крючок на хвосте вполне определился. И хотя я всегда говорила всем, что хвостик был сломан, - увы! он таким и был. Советов на тему "как избавиться от крючка" я получала множество. В том числе: подвесить груз. Говорят, кто-то так делал. Не знаю. Пару раз я пыталась прицепить пару прищепок - Вошка на меня глянул. И крючок отправился вслед за перекусом.
Меньшиков, до которого (т. е. до площадки ДОСААФ) мы добрались по льду - впервые в жизни я шла по льду!!! и ничего... - глянув на наш крючок, сказал со своим своеобразным юмором:
- Ты его, наверное, хвалишь все время - вот он хвост и задирает... Ты его ругай.
Конечно, я его хвалила! Это же была моя умница!
3. Наша "велосипедность" никуда не делась. Что вы хотите: "стеноз привратника" - все симптомы по Хэрриоту. Масик регулярно устраивал себе "разгрузочный" день (становился несчастным - знаете, что такое больная собака? Она скучная и ничего не хочет... - отказывался от еды и укладывался молча на свою подстилку). И мне вновь приходилось его лечить - с интервалом в 1 - 2 месяца. Он никак не мог набрать вес. И я всерьез переживала, что линия груди у нас не доходит (ну почти доходит) до локтя... Такая собака считается "легкой конституции" - это не овчарка.
А мы хотели быть овчаркой! У нас были все задатки. Мы, правда, не были безрассудно бесстрашны (вот еще, для этого мы слишком умны!), но мы никогда (никогда! за всю свою жизнь) не удирали и не отступали. Даже будучи совсем маленьким и встретившись с чем-то новым и пугающим (большой собакой, ревущим трактором, грохочущим трамваем) Асенька не убегал (т.е. он, конечно, мог попятиться и отойти на пару метров) и не прятался у меня в ногах, как делает абсолютное большинство собак. Иногда я даже подумываю, что он не считал меня защитой... Может быть, он не полагался на меня?
Конечно, отказаться от славы победителя ринга было жаль (особенно рядом с процветающим Зориком), и до конца я в ту зиму еще не забыла честолюбивые мечтания. Но пока нам исполнился год (7 февраля 1991 г.), и пора было подумать о дрессировке. Обычно, конечно, на обучение общему курсу дрессировки (ОКД) собачек приводят раньше - месяцев в 10. Мы затянули этот процесс, рассуждая, что чем позже Вошик придет в группу, тем легче ему будет адаптироваться.
Опасения не напрасные. Мой 8-летний опыт работы в группах общего курса (не ЗКС - там другие законы) показывает, что не очень часто, но выпадают случаи, когда собака (с хозяином, разумеется) вынуждена уйти из группы в силу психологической несовместимости (проще говоря, "задрали" более сильные и агрессивные собаки). Поскольку Гоша излишней агрессивностью не страдал, я логично рассудила, что, вероятнее всего, пытаться "драть" будут его, а не он кого-нибудь. Так пусть уж он к этому времени станет хоть чуть-чуть постарше и посильнее (тем более, что и так не Геркулес, особенно рядом с Амурами).
По сравнению со своим ровесником - серым Амуром - Гоша выглядел совсем миниатюрным и элегантным. В холке он достиг 65 см, и, поскольку по нормативу "немцам" полагалось 64, то я старательно приглаживала ему шерсть. Для сравнения: Амур, как чистый восточник, имел за 70 см. Что же касается рыжего Амура - врага № 2, - то в сторону его дома Гошик даже отказывался идти во время его выгула. Чаще всего время наших гуляний совпадало по вечерам, а т.к. мы с малышом любили гулять далеко, а не на одном месте под окнами своего дома, как делают почти все, то в вечернюю прогулку мы обходили весь близлежащий район. Конечно же, Аргоша первым замечал (или чуял), что впереди по курсу опасность. Я не настаивала: мой масик еще ни разу не дрался, и, сознавая, что он не в лучшей собачьей форме, я к этому никогда не стремилась.
Мы просто уходили в другую сторону.
Кстати, никогда не следует позволять молодой собаке начинать свою бойцовскую карьеру с драки, где нет шансов на победу. Ведь умения, благодаря которому даже слабая, но опытная собака может свести дело хотя бы вничью, у нее еще нет...
Ах, непобедимый боец Малыш!
Вот кто начал свою бойцовую карьеру с 10 месяцев, оттачивая умения на братце-однопометнике, а заявил о себе на набережной блистательным триумфом в год и два месяца!
Во время вечернего выгула на набережной собачка «закозлилась» (сделал что-то недозволенное, я рявкнула – и все: собак не подходит. Боится.) А идти-то надо. Домой… и вообще.
И вот я иду по набережной, пытаясь приманить к себе собачечку, а эта сволочь крутится в радиусе пяти-десяти метров и мочит всех встречных кобелей!!! Адреналин-то куда-то сбрасывать надо! Меня боится, вот и отрывается на встречных. Наше триумфальное шествие вылилось в три полноценные драки (мелкие сцепки не считаем) с превосходящими по весу и возрасту противниками: были там и овчар, и ротвак, и мощная помесь ротвака с боксером – красивый рыже-тигровый молоссоид). С драки с последним я Малыша и сняла (поймала, в смысле)))
После этого у нас уже была репутация, и дорогу нам уступали. А я поняла, что из этой собачечки второго Вошинки не получится.
За год примерно до нашей смерти мы с Малышом встретили на узкой дорожке того самого рыжего помесного молоссоида. Хозяин встал с ним посреди тропинки и начал качать права на тему: «мы тут десять лет ходим, идите отсюда!»
Так, вообще-то, не делают. Я предложила каждому сдвинуться к краю дорожки и пройти мимо, но не тут-то было: «вот еще, буду я сдвигаться!»
Ах, не будешь?!
Малыш за свои десять лет отучил меня уступать дорогу (на самом деле это – принципиальный вопрос для кобелей: кто круче. За что ж мне опускать своего волкодава, если круче - мы??!)
- Мы, - говорю ему, - вас десять лет назад драли. И сейчас побьем. С удовольствием.
Мое доказательство с утробным рыком стояло в дыбках слева от меня)))
Ушел мужик с дорожки, не стал связываться)))
Хотя признаю, кобель его помесный до сих пор был хорош.