«В Китае все жители китайцы, и сам император – китаец». Андерсеновская фраза преследовала меня всю первую половину поездки (пока я не адаптировалась))
Эта страна меня потрясла и восхитила – своими масштабами (вполне соизмеримыми с нашими родными) и перспективами, напомнившими мне времена Советского Союза размахом строительства. Это ж какие у них там инвестиции?!?! Строятся они везде – в столице, в провинции, в крупных и мелких городах жилые кварталы и производственные комплексы растут как из-под земли со страшной скоростью. В Шанхае мы могли видеть собственными глазами как завершается соседняя стройка в три смены – днем и ночью. Имперец во мне отчаянно заностальжировал по Великой Империи и по принадлежности к ней)
Они самодостаточны, их страна настолько огромна и многообразна, что, похоже, им глубоко плевать на весь мир, у них есть много чем заняться у себя в доме.
Впрочем, это поверхностный взгляд туриста, больше озабоченного историческим колоритом своей поездки, нежели анализом политико-экономического положения Великого Дракона Востока.
картинок много. Много крыш
Идея поездки была спонтанной и – для меня – радикальной: в Азии я еще не бывала. Поэтому ко всей экзотике отнеслась восторженно) К сожалению, доступный по времени маршрут (а я всегда жестко зажата в рамки свободного летнего отпуска)) оказался не самым лучшим, но уж что есть. Разумеется, в Китай лучше ехать самим, а не через турфирму, ибо все предложения, что я вижу до сих пор – стандартны.
Пекин обрушился на наши головы жарой за 30 и влажной духотой, едва мы вышли из здания аэропорта. К слову, Пекинский аэропорт вполне внятен даже без знания и китайского, и английского)
В первые минуты я подумала, что сдохну тут, н-но потом как-то потихоньку адаптировалась, хотя первый день все же был тяжел, тем более, что нас сразу после почти восьмичасового перелета (а у меня еще и домосковский переезд)) потащили на экскурсию, не дав заехать в отель (а все мечтали о душике, чегоуж).
Гид Чжан (Максим)) по-русски говорил прекрасно (разумеется, он иногда не согласовывал падежи и времена)), но понимал идиомы и просторечия. За три дня общения всего-то 1) не смог выговорить слово «аэрокосмический», 2) не сразу вспомнил слово «диспозиция», но объяснил понятие, 3) произносил слово «архаты» так, что понять можно было, только зная, про кого он говорит)))
Считаю, что это – очень-очень высокий уровень владения языком!
Началась наша экскурсия, как и положено, на площади Тяньаньмэнь (произносят пекинцы «.. мыэнь»; моя подруга, родом с Дальнего Востока, так же говорит «ыэто»))))
Передние Ворота 前门 (Цяньмэнь - Qianmen) или Главные Солнечные Ворота (Чжэнянмэнь - Zhengyangmen - 正阳门 – все, что осталось от стены, некогда окружавшей Внутренний Город. Они были построены в 1419 году. Высота 43,65 метра.
Этими воротами пользовались только императоры, когда покидали дворец для ежегодного визита в Храм Неба. Простые смертные не имели права входить в них под страхом смерти. Сейчас простых смертных пропускают через рамку. Это еще раз повторится при проходе в Запретный Город. Вообще меры безопасности в Китае… э-э.. внушающие)
На Тяньаньмэнь все очень масштабное. Все-все. Очень-очень. А ведут нас по ней (и дальше по объектам тоже) очень быстро. И мы успеваем только охватить взглядом масштабы и щелкнуть затвором фотоаппарата. Увы. Время – то, чего мне больше всего не хватало в Пекине. Три дня – невозможно мало для великой Северной Столицы((
Вдоль сквера за мавзолеем Мао Цзэдуна…
… мы выходим непосредственно на саму площадь.
Тяньаньмэнь - самая большая городская площадь в мире. Её величина, как известно, в двадцать раз превосходит Красную площадь и вмещает около одного миллиона человек. Свой нынешний вид площадь получила после 1958 г. в результате реконструкции центральной части города. Сейчас она в длину 880 метров, в ширину 500 метров. Но вообще Тяньаньмэнь была построена в 1651 г. и название получила в честь ворот Тяньаньмэнь 天安门 - дословно «Врата Небесного Спокойствия» - они на севере. За ними – Запретный Город.
Китайцы очень любят здесь фотографироваться.
Мавзолей Мао Цзэдуна 毛主席纪念堂 был построен в течение года бригадами добровольцев после смерти Председателя Мао 9 сентября 1976 года.
Над парадным входом висит белая мраморная доска с золотыми иероглифами: "Дом памяти Председателя Мао". Слева - скульптура, изображающая период Новой Демократической Революции 1919-1949 гг.
Внутри мавзолея три зала. В первом, который может вместить 600 человек, - мраморный памятник Мао. На стене позади статуи - гобелен ручной работы длиной 24 метра и шириной 7 метров, на котором изображены пейзажи страны. В центральном зале в хрустальном гробу находится забальзамированное тело, задрапированное в красный флаг Китайской коммунистической партии. На мраморной белой стене зала 17 иероглифов: "Вечная память Великому вождю и учителю Председателю Мао Цзэдуну". В южном зале - поэма самого Мао, написанная знаменитым каллиграфом Го Можо, выложенная золотой мозаикой. В поэме выражены великие ожидания для своей страны.
В Мавзолей пускают 3 часа в день с утра. Мы не были.
Масштабно. Не ленинский, ага)
На западе от Памятника Народным Героям стоит Дом Всекитайского Собрания Народных Представителей 人民大会堂 (1959 г.). Здесь проводятся заседания Собрания Народных Представителей, а также съезды и пленумы КПК. Длина 336 метров, ширина 206 метров, самая высокая точка здания 46,5 метров. Площадь здания 171800 кв. м - больше площади всех построек в Запретном Городе.
Колонна посреди площади – это памятник народным героям 人民英雄纪念碑,
посвященный мужчинам и женщинам, погибшим в борьбе за независимость Китая (1958 г.).
Высота обелиска – почти 38 м.
В основании вделаны восемь двухметровых панелей с барельефами, на которых изображены важнейшие события современной китайской истории с 1839 по 1949 г.:
1. Сжигание Опиума во время Опиумной Войны 1840 г.
2. Крестьянское восстание в 1851 г.
3. Восстание в Учане (Революция 1911 г.)
4. Демонстрация 4-го Мая 1919 г.
5. Демонстрация 30-го Мая 1925 г.
6. Восстание в 1927 году в Наньчане
7. Движение Сопротивления против японской агрессии с 1937 по 1945 г.
8. Победное форсирование реки Янцзы Народной Освободительной Армией в 1949 г.
Национальный Музей Китая 中国国家博物馆 – на востоке площади.
Объединяет Музей Китайской Истории - начиная с доисторических времен (1,7 миллионов лет назад) и заканчивая концом династии Цин. В музее постоянно действуют три экспозиции : примитивное общество (до 4000 лет до н.э.), рабовладельческий строй (2100 - 475 лет до н.э.) и феодальный строй (475 лет до н.э. - 1911), - и Музей Китайской Революции (современный период с 1919 по 1949 г.).
Здание занимает площадь 65000 квадратных метров, длина 313 метров, ширина 149 метров, а высота 40 метров.
Там мы тоже не были, а вот хорошо бы…
Вдоль Музея роскошные клумбы
Посреди площади флагшток с флагом Китайской Народной Республики.
Церемонию поднятия государственного флага проводят солдаты Народной Освободительной Армии, марширующие строго в ритме 108 шагов в минуту, 75 см за шаг, каждое утро на восходе солнца. На закате проводится церемония спуска флага. Желающих посмотреть – множество, поэтому места занимают более чем за час.
Итак, Ворота Небесного Спокойствия 天安门
Были построены в 1417г. династией Мин и служат главным входом в Императорский Город.
Здесь во времена династий Мин и Цин зачитывались императорские указы о коронации императора и даровании титула императрице. Через эти ворота император отправлялся в Храм Неба во время зимнего солнцестояния, а также на свадебные церемонии и военные походы. Здесь получали уведомление те, кто проходил высшие императорские экзамены. На этом месте император издавал указы, для чего он должен был выйти к Воротам Небесного Спокойствия и положить указ в позолоченный ящик в форме феникса, который держали коленопреклоненные чиновники. Затем указ доставался оттуда и копировался для распространения.
Именно с трибуны этих ворот 1-го октября 1949 года Мао Цзэдун объявил об основании Китайской Народной Республики. Их изображение находится на гербе страны.
Над центральной аркой ворот установлен портрет Мао Цзэдуна, а по бокам вывешены плакаты с девизами: «Долгой жизни Китайской Народной Республики» и «Долгой жизни великому союзу народов мира».
Желающие могут проверить свое знание китайского))))))
Перед и позади ворот установлены по паре мраморных колонн, на которых вырезаны драконы. Завитушки вверху – классические китайские облака.
Следующие - Почетные Ворота 端门
построены в 1420 году в том же архитектурном стиле, что и Ворота Небесного Спокойствия. Ворота служили главным образом складом принадлежностей императорской гвардии.
(Мои любимые крыши!!!)) Желтые – в цвет императора)
Фигурки мифических животных и бессмертных на угловых скатах. Такие фигурки есть практически на всех главных строениях Запретного Города. Их число определяет ранг здания. Максимальное возможное число - девять. На крыше Зала Высшей Гармонии – 11. Кроме фигурок в каждом конце конька крыши установлены большие драконы высотой 3,4 метра и весом 4300 килограмм каждый.
Запретный Город – полное название как Пурпурный Запретный Город 紫禁城 Zijincheng (узнаю иероглифы Фиолетовой (Пурпурной)) Империи Черного Дракона - был резиденцией императоров династий Мин и Цин с 1413г. сейчас он называется Гугун (故宫 - Gugong) - «Дворец прежних правителей». Большая часть ценностей императорского дворца пропала во время японского вторжения в 1933г., часть осталась на Тайване (туда тоже надо будет съездить, обязательно)))
В настоящее время в павильонах Запретного Города расположены отдельные выставки-экспозиции некоторых предметов быта, но явно мало (а мы бежали сквозь него о-очень быстро и не во все павильоны успевали заглянуть(( В общем, мы гораздо больше не видели, чем видели, увы.
В плане Запретный город представляет собой прямоугольник размером 760 на 960 метров, окруженный пурпурной стеной общей длиной 3 400 метров, высота которой 10 метров при ширине основания более 8,5 метров. Вокруг стены вырыт ров, заполненный водой, шириной 52 метра.
Запретный город - это целый комплекс различных сооружений. Считается, что общее число комнат, залов и других помещений в Запретном городе равно 9999,5 (пространство между четырьмя столбами уже считается комнатой). Согласно легенде, во дворце Небесного Императора 10000 комнат. Но император в земном мире был сыном императора на Небесах, а значит не мог иметь столько же, что и Небесный Император. Поэтому половина комнаты, где есть только лестница, построена на нижнем этаже Императорской Библиотеки. Такое количество комнат применялось для защиты от наемных убийц, поскольку никто, кроме доверенных евнухов, не знал, в какой комнате в какой день император будет спать.
Это все от гида, мы сами не видели(
Дворец до сих пор реставрируется, некоторые павильоны в лесах и зеленой сетке.
Непосредственно на строительство императорского дворца было привлечено около 100 000 мастеров и около миллиона простых рабочих со всего Китая. Материалы для возведения также доставляли со всей страны. Гигантские бревна, например, доставляли в Пекин по воде, так как они были слишком тяжелыми для транспортировки другим способом. Зимой дороги, ведущие в Пекин, заливали водой, чтобы каменные плиты можно было перемещать по льду. Воду доставали из колодцев, которые выкапывали вдоль дорог через каждые 500 метров. Летом под камни подкладывали деревянные катки.
При строительстве Запретного Города использовался принцип "Работа впереди, жилая зона сзади, предки на востоке, а боги на западе", поэтому император держал свой двор с министрами в передней части дворца, а задняя служила местом проживания императора, императрицы, наложниц и родственников.
Проход, как я уже говорила, по билетам и через рамку
Гвозди на воротах покрыты набалдашниками
Главным входом в Запретный город являются Полуденные ворота 午门 (Умэнь – Wumen). Они самые высокие в Запретном Городе – 38 м, и вот их-то я не сфотографировала. (К слову, движешься в достаточно плотной – в узких местах, в воротах – толпе, и снимать удается только крыши. Иначе будут одни головы))
Крыша Полуденных Ворот сделана двухъярусной, под ней находится трибуна, на которой помещали трон для императора. В воротах имеется пять входов. Центральный был предназначен для императора, боковой восточный вход - для министров, а боковой западный - для членов императорской семьи. Оставшиеся два входа открывались во время больших церемоний для разных официальных лиц. Простым людям вход в Запретный Город был запрещен. Императрица имела право пройти через центральный вход во время свадебной церемонии. И еще - трое ученых, которые успешно сдали Заключительный Императорский Экзамен.
У Полуденных Ворот проводились массовые мероприятия, например, когда армия с победой возвращалась после войны домой, император поздравлял генералов у этих ворот.
NB! Использовать в фанфиках про Дракона и Хоу! )))))))))))
За Полуденными (Срединными) Воротами лежит большая площадь с каналом посередине - Внутренняя Золотая Вода 内金水 - Neijinshui. Канал берет начало из дворцового рва на северо-западе и медленно стекает опять в ров на юго-востоке.
Через канал переброшены пять мраморных мостов, ведущих к Воротам Высшей Гармонии. Центральный мост, украшенный драконами и облаками, предназначен для императора; на остальных мостах – резьба в виде лотосов.
Считается, что пять мостов Внутренней Золотой Воды представляют пять добродетелей, проповедуемых Конфуцием: доброжелательность, справедливость, традиции, рассудительность и преданность.
За ними начинается Внешний Дворец, предназначенный для проведения официальных церемоний и государственных дел.
Ворота Высшей Гармонии 太和门 Taihemen - это главный вход во Внешний Двор Запретного Города.
Бронзовые львы перед воротами самые большие во дворце. Лев с шаром и львица с детенышем.
Здесь друг за другом идут Зал Высшей Гармонии 太和殿, Зал Центральной Гармонии 中和殿 и Зал Сохраненной Гармонии 保和殿.
Все они стоят на мраморных платформах высотой 8 метров. Зал Высшей Гармонии, самый большой зал в Запретном Городе, служил для проведения больших церемоний. Трон, окна, двери и столбы внутри - все украшены изображениями драконов. Позади него стоит Зал Центральной Гармонии, где императоры отдыхали и готовились к церемониям. В Зале Сохраненной Гармонии проходили банкеты в канун Нового Года. Западные и восточные боковые залы Зала Сохраненной Гармонии сейчас служат музейными павильонами.
Каменные плиты двора выложены в 15 слоев особым способом - семь слоев по длине и восемь слоев по ширине, перекрывая друг друга. И все для того, чтобы злоумышленники не устроили подкоп. Ходить по таким плитам не очень комфортно)
Зал Высшей Гармонии 太和殿 стоит на трехуровневой террасе из белого мрамора, парапеты украшены узорами и резьбой в виде драконов и фениксов (всего 1142 мраморных голов драконов). В дождливые дни посетители имеют шанс увидеть красивое зрелище - "тысяча драконов, извергающих воду".
Железные чаны для хранения воды от пожара. Всего в Запретном Городе 308 таких чанов, из них - 18 позолоченные. Большинство из них были сделаны во времена династии Мин. Зимой чаны накрывались одеялами, чтобы вода не замерзала, а в особо холодные дни чаны подогревались углем.
Чем ближе к Внутреннему Двору – тем чаны богаче – позолоченнее))
По сторонам террас небольшие павильоны
Здесь же на террасах установлены пары бронзовых журавлей и пары черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие.
Внутрь павильонов можно только заглянуть через не очень большие окна, протискиваясь сквозь толпу. На северной стороне – императорский трон. Перед ним – курительницы, по сторонам – зеркала, отгонявшие злых духов.
Пол зала выложен полированными кирпичами. Такой блеск достигался благодаря особой технологии - после 136 дней обжига кирпичи опускались в тунговое масло, что придавало им постоянное сияние, благодаря которому они получили название "золотые".
Далее на север, за Воротами Небесной Чистоты, располагается Внутренний Двор, который служил для повседневных дел, а также местом жительства императора, его жен и наложниц. Здесь на общей мраморной платформе стоят Дворец Небесной Чистоты, Зал Единения и Мира и Дворец Земного Спокойствия.
Позолоченные львы перед Внутренним Двором
Крыши со зверями-охранителями
Трон императрицы
Брачная постель императрицы с натурально-шелковым бельем)
Вдоль террас, ведущих в залы, расположены каменные плиты с резьбой - 浮雕. Над ними проносили паланкин императора.
В самой северной части Запретного города находится небольшой Императорский Сад 御花园 - 130 на 90 метров (создан в 1420г.). В нем много маленьких павильонов, беседок, бассейнов, причудливых камней. И людей. Страшно много людей!!!
Холм Собранного Изящества 堆秀山 Duixiushan. Наверху - Павильон Императорского Вида (御景亭 Yujingting). Туда ведет извилистая дорожка. Во время Фестиваля Двойной Девятки (9 сентября) император с императрицей взбирались на этот холм и любовались видом Запретного Города. Нас на дорожку не пустили(
Павильон Десяти Тысяч Весен 万春亭 Wanchunting
За Императорским садом находятся Ворота Божественной Силы 神武门 - северный выход из Запретного Города.
Вид через канал
И там полно людей, если присмотреться!
Угловые башни Запретного Города высотой 27, 5 м.
Кадр уж больно хорош! Каждый из группы решил украсить его собой. Собссно, это была моя идея))
Tbc, а я пока опять на картошку)
Китай. Пекин. День первый.
«В Китае все жители китайцы, и сам император – китаец». Андерсеновская фраза преследовала меня всю первую половину поездки (пока я не адаптировалась))
Эта страна меня потрясла и восхитила – своими масштабами (вполне соизмеримыми с нашими родными) и перспективами, напомнившими мне времена Советского Союза размахом строительства. Это ж какие у них там инвестиции?!?! Строятся они везде – в столице, в провинции, в крупных и мелких городах жилые кварталы и производственные комплексы растут как из-под земли со страшной скоростью. В Шанхае мы могли видеть собственными глазами как завершается соседняя стройка в три смены – днем и ночью. Имперец во мне отчаянно заностальжировал по Великой Империи и по принадлежности к ней)
Они самодостаточны, их страна настолько огромна и многообразна, что, похоже, им глубоко плевать на весь мир, у них есть много чем заняться у себя в доме.
Впрочем, это поверхностный взгляд туриста, больше озабоченного историческим колоритом своей поездки, нежели анализом политико-экономического положения Великого Дракона Востока.
картинок много. Много крыш
Эта страна меня потрясла и восхитила – своими масштабами (вполне соизмеримыми с нашими родными) и перспективами, напомнившими мне времена Советского Союза размахом строительства. Это ж какие у них там инвестиции?!?! Строятся они везде – в столице, в провинции, в крупных и мелких городах жилые кварталы и производственные комплексы растут как из-под земли со страшной скоростью. В Шанхае мы могли видеть собственными глазами как завершается соседняя стройка в три смены – днем и ночью. Имперец во мне отчаянно заностальжировал по Великой Империи и по принадлежности к ней)
Они самодостаточны, их страна настолько огромна и многообразна, что, похоже, им глубоко плевать на весь мир, у них есть много чем заняться у себя в доме.
Впрочем, это поверхностный взгляд туриста, больше озабоченного историческим колоритом своей поездки, нежели анализом политико-экономического положения Великого Дракона Востока.
картинок много. Много крыш