Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Что знает собака? Что она умеет?.. Что она может...
17. Хорошо! (Транскрипция собачников "хршо-о!") Наверное, с большим удовольствием я произносила похвалу. Ведь для Вошечки она была достаточно привычна - просто констатация факта, что он все делает правильно. А вот настоящая похвала: читать дальше
18. Ай, хорошо! Ай, умница! - И тогда он радостно улыбался во всю свою зубастую пасть, вертел хвостом и начинал прыгать на месте...
19. Фу!!! (Рявкается так, что на собаку нападает столбняк; иначе не стоит ею пользоваться. - Весьма спорное мнение и не полностью мое.) К Вошечке практически не применялась, разве что в далекой юности. Обыкновенно хватало:
20. Маленький, нельзя, не надо! - Именно так и без повышения голоса. Или даже вообще было достаточно показать палочку, чтобы отвлечь Вошечкино внимание от чего-нибудь неподходящего.
21. Фас! Если бы мне пришло в голову указать на мирно идущего человека и скомандовать: "Фас!" - вряд ли Вошечка продемонстрировал бы отсутствующую у него злобность. Скорее всего он ограничился бы облаиванием. А броситься и укусить мог лишь в ответ на прямое нападение. Немотивированная (и слабо мотивированная) агрессия была ему совершенно не свойственна.
Даже если на меня кто-нибудь ругался (повышая голос), малыш ограничивался рычанием.
Кажется, он так никого практически и не тяпнул...
22. Нюхай! Вот в чем всегда можно было быть уверенным. Команда "нюхай" означает запоминание запаха и выбор соответствующей вещи (или человека) среди других. Вещь Вошечка всегда находил безукоризненно. Может быть, иногда приходилось повторить занюхивание (т.е. дать малышу вспомнить запах), но уж не ошибался он никогда. За этот номер выступления я была спокойна.
К концу наших занятий в агитбригаде мы начали обучаться и выборке человека. Аргоша быстро понял, что от него требуется, когда я подвела его к шеренге выстроившихся агитбригадников: нашел нужного человека, но вот потом растерялся. Вещь он брал зубами и приносил мне, а что делать с человеком? (Вообще-то собака приучается или подавать голос, или ухватывать нужного человека за одежду.) Аргошу я похвалила, показала на пальто "жертвы": - Возьми, апорт! - И он попытался прихватить край одежды двумя зубами. Так что в целом можно было бы продолжать отрабатывать новый навык, но тут мы выпали из агитбригадской жизни всерьез и надолго.
23. Дай. Этим словом от Аргоши можно было добиться большего, чем силой (малыш вообще много внимания уделял словам).
Вот он лежит на своей подстилочке и грызет кость. И если попытаться ее утянуть, то получишь клыками по руке. А вот если сказать волшебное слово: "Дай!" - белые клычки спрячутся, и недовольная морда медленно отвернется в сторону...
"Дай!" говорилось только в самых крайних случаях, обычно все вопросы решались на взаимовыгодных условиях.
24. Апорт! В сущности, означает "догони (палку), поймай, найди - и принеси". /Т.е. "дай" - когда уже принес, а "апорт" - когда надо куда-то бежать за вещью./
Аргоша был неустанным апортировщиком, всегда готовым бегать за брошенной палочкой. Правда он, будучи собственником, не любил их отдавать и набирал до 6 палок в пасть, пока уже не мог прихватить следующую, не выпустив одну из предыдущих.
Но для такой игры тоже не требовалась команда.
25. Молочко. Его малыш любил всю жизнь. Каждый вечер он отправлялся в кухню за положенной ему порцией: хотя бы чуть-чуть, для видимости.
Он так сосредоточенно вылизывал миску своим длинным розовым язычком, и вид у него был при этом такой забавно-сосредоточенный...
26. Мясо. Молочко было в миске, возле нее Аргоша и ждал. А вот мясо всегда появлялось на столе, и это он тоже прекрасно знал, возникая своим черным кожаным носиком возле разделочной доски.
27. Косточка. А уж это было воистину волшебным словом. Если Аргоша реагировал и на "молочко" и на "мясо", то на "косточку" он весь преображался. Он немедленно следовал на кухню к мойке, где "она" обычно размораживалась после холодильника. И теперь уж увести его оттуда не представлялось возможным. Он занимал терпеливую позицию ожидания, вытянув передние лапы и выжидательно подняв мордочку, и поглядывал из-за угла на то место, где "она" лежит.
Объяснить ему, что над ним просто подшутили, было невозможно, и малыш оставался жестоко разочарованным. Так что вскоре мы вообще перестали в разговоре употреблять запрещенное слово, довольствуясь дефинициями. Зато стоило на кухне даже шепотом произнести: "Косточка", - и тут же раздавался дробный цокот когтей по линолеуму, и Аргоша на рысях появлялся из-за угла.
28. Мурзик. Вначале под "Мурзиком" понимался наш конкретный Мурзик, с которым Аргошенька вырос, а потом, когда кот наш пропал, под кодовой кличкой "Мурзик" стали проходить все знакомые, так сказать, свои, коты. Стоило даже показать на кого-нибудь:
- Аргоша, вот, смотри, у него Мурзик! - И если человек делал вид, что у него на руках кто-то сидит, маленький мой приходил в волнение, привставал на задние лапки и старался заглянуть в руки, посмотреть, где там Мурзик.
Думаю, он так все время и искал своего пропавшего друга.
29. Домой. Иногда и говорить не приходилось: после долгой прогулки малыш сам прекрасно знал, куда следует идти. А иногда, если он еще не нагулялся, приходилось объяснять:
- Домой, малыш, домой. А потом опять пойдем...
30. Работать. Так я говорила перед выступлениями. Ведь обычно у нас с Вошиком стиль общения был очень демократичным:
- Дай палочку! Не даешь? Ну и не надо!..
За пять минут до выступления мы с ним могли дурачиться и играть "в перетяжечки". Но вот мы подходили к рингу, и следовало дать маленькому понять, что игрушки кончились.
Тогда и говорилось: "Работать!"
31. Тихо. А вот к этому слову я приучала Аргошу долгое время. Он у нас всегда был "звоночек" и "брехушка": если уж зальется лаем - то безостановочно и надолго. Тут и пригодилось слово "тихо", выпаливаемое прямо в оглушительно лающую морду.
32. Голос. Вот с чем проблем не было. Обучился Вошик буквально с первого раза: делать "гав" по команде или по щелчку пальцами. Очень полезный навык, если надо где-нибудь подать сигнал. Приходишь к дому, погавкаешь под окном - и нужный человек выходит...
33. Неси. Конечно, большие тяжелые сумки никогда Вошечку не заставляли носить, а вот газету, тапочки ("Неси Лоре!"), морковку в огороде - всегда пожалуйста и с неизменным удовольствием.
На прогулке же это иногда была палка или варежка (для поддержания рефлекса).
34. Ищи, - значит "взять запаховый след". Особенно мы не занимались таким обучением, однако простейший след Вошик взять мог (нижним чутьем), что блистательно проявилось, когда он проследил путь взломщиков нашего сарая до дверей котельной. Нижним чутьем (по земле) работать сложно.
А вот верхним (т.е. по запаху, оставшемуся в воздухе) он улавливал след очень хорошо. Поднимет мордочку и несется по следу прошедшего знакомого.
35. Охраняй. Ни разу мне не пришлось увидеть Вошечкины таланты претворенными в жизнь. На тренировках он охранял "вещь" (сумку или же поводок) прекрасно: не увлекался преследованием, т.е. не поддавался на отвлекающие маневры, и не отходил от "вещи". А в жизни - в реальной жизни - никто и никогда не пробовал покуситься на оставленные рядом с Вошинкой чемодан или велосипед (понимали, что себе дороже).
/Кстати, у кого-то из зоопсихологов есть замечательное наблюдение: для собаки оставленная вещь есть символ дома и хозяина. Чем больше вещь, тем выше вероятность, что хозяин вернется. Так что мы не собаку оставляем, чтобы не украли вещи, а вещи - чтобы не убежала собака./
36. Все. Так и значит "все" - окончание чего-либо. Для Вошечки это окончание его расчесывания, или мытья лапок, или чистки ушек, или ... Как бы ни была приятна (или неприятна) для него процедура, он не двигался с места (если уж попался мне в руки) до тех пор, пока не слышал "все!" и не получал ласковый шлепок. Только после этого он мог идти.
37. Наша машина. Скажите эти слова, и он побежит разыскивать ее. Он знал ее вид, цвет, звук, запах... По-моему, он воспринимал ее почти как живое существо. (Но нет, он не махал хвостом ей навстречу.)
38. Палочка. Обычно означала прутик (тяжести таскать Вошечка не любил - вот еще!) и выполнялась с радостью: маленький сразу кидался рыскать по окрестностям в поисках дрючка.
39. Мячик. В мячик Аргоша очень любил играть (и своим, давно прокушенным, и чужими - например, отобрать у пацанят, играющих в футбол). В деревне он так и ходил гулять с собственным мячиком; сам нес его и, если где-нибудь оставлял, то стоило спросить: "А где мячик?" - как песик уносился вдаль и возвращался, с торжеством неся в зубах свою игрушку.
40. Собачка. Вернее, "где собачка?" - Вопрос, который немедленно заставлял Вошика оглядываться и принюхиваться в поисках собачки, которую я почему-то (с высоты моего роста и под ветер) обнаружила раньше него.
В компаниях на выгуле такие Вошечкины способности были очень кстати: можно было послать его поискать и привести отбившегося от хозяина пса.
- Где Брайтон? - И Аргоша отправлялся на поиски Брайтона.
41. Брысь! Это команда наведения порядка. Аргошик, как и положено серьезному положительному овчару, порядок любил. И если надо было разогнать обнаглевших шавок, или нахальных котов, или бестолковых кур - достаточно было сказать "брысь!" - и все немедленно устраивалось. Куры, шавки, коты (коровы) бросались врассыпную, и довольный Аргоша возвращался ко мне, преданно глядя в глаза: не надо ли еще где-нибудь навести порядок?
42. Кушать. В том случае, если малыш не сидит уже возле своей миски. И, надо сказать, не всегда он возле нее сидел. Если прибаливал, то приходилось и звать, и уговаривать...
43. Плюнь. Обычно звучало "плюнь камушек". Вошик очень любил играть в камушки и при этом один обязательно держал в зубах. Со временем я все больше начинала беспокоиться о его зубках и поэтому требовала бросить камень.
Малыш с таким явным сожалением выпускал его из зубов...
@темы: Арго, Собственное
Зато стоило на кухне даже шепотом произнести: "Косточка", - и тут же раздавался дробный цокот когтей по линолеуму, и Аргоша на рысях появлялся из-за угла.
Как же любил косточки, надо же! Это, наверное, как для нас - конфетка
очень тепло оттого, что читаете
Как же любил косточки, надо же! Это, наверное, как для нас - конфетка
Да, да! Только дают не всегда
Я тоже очень люблю животных, как не читать