воскресенье, 30 июня 2013
Что знает собака? Что она умеет?.. Что она может...
Где-то прочитала я, что умная собака (а это, как и человек, большая редкость) достигает уровня развития семилетнего ребенка. Не удивительно, поскольку от людей (не от всех) живностей отличает лишь неумение абстрактно мыслить (что к 7 годам и у человеческого детеныша отсутствует). Что же касается "гуманизма", так он, в некоторых случаях, как раз более свойствен им, чем нам (см. этологов: Лоренца и др.).
О служебных же собаках принято думать, что в среднем их пониманию доступны 35 - 50 команд (или понятий? - вот ведь в чем разница!). Уже после того, как Вошика не стало, я попыталась собрать основные слова, которыми мы побуждали его сделать (либо не делать) что-либо. И вот что получилось:
читать дальше1. Аргоша. И все остальные имена нас и наших друзей. И собак наших друзей.
2. Лежать.
3. Сидеть.
4. Стоять.
Эти команды - так называемый "комплекс" из Общего курса. В соревнованиях должны выполняться на расстоянии не менее 25 м (жестом и голосом). Мы с Вошечкой на тренировках увеличивали это расстояние метров до 50. Особенно интересно было в полях и лугах за нашей деревней. Я оставляла Вошечку на месте, а сама отходила от него все дальше и дальше, на пределы видимости, пока он совсем не сливался с горизонтом. И все-таки он выполнял команды.
5. Рядом. Это значит именно "рядом": приклеиться к моей ноге (Вошкино правое плечо к моему левому колену) и не отставать, и не опережать ни на шаг. Конечно, так мы ходили очень редко. Обычное выполнение команды допускает отклонение в среднем на 1 шаг влево - вперед - назад, а жестко я требовала "рядом" лишь на работе (на выступлениях) и при переходе через проезжую часть. И тогда малыш выполнял безукоризненно.
6. Пойдем - это гораздо свободнее, чем "рядом". Просто приглашение сопровождать меня куда-либо. Могло быть и вопросом:
- Аргоша, пойдем? - и тогда ушки поднимались, головка наклонялась набок, и малыш вскакивал с места, готовый следовать куда угодно. (Главное, что берут с собой).
В идеале это означало беганье в радиусе 5 - 10 метров вокруг меня, но в более свободных (безлюдных) условиях радиус мог быть увеличен метров до 15. Главное, чтобы не отстал, не забежал в сторону, не потерялся. Один из самых любимых наших аллюров: и идем куда надо, и собачка выгуливается.
Везде, где только можно, я предпочитала передвигаться именно так, и в конце концов только так мы и ходили. Везде. Всегда.
Потому что моя умница ни на кого не кинется, не гавкнет, не убежит, не съест с земли гадость и т.д.
7. Гулять (гуляй, гуленьки...) - самая приятная команда для любой собаки. Но если обычно предполагается, что по этому разрешению песик уносится неизвестно куда, то мой масик действовал в совершенно обратном смысле. После слов "гуляй, малыш" Аргоша окружал меня со всех сторон (как электрон - ядро) и, притащив палочку, немедленно начинал приставать: "Ну давай поиграем!.."
Но вообще-то, конечно, "гулять" - это значит делать все, что хочешь. (Кроме, разумеется:
а) подбирать гадость;
б) убегать от меня в неизвестном направлении;
в) необоснованно кидаться на людей.
Но к Вошечке все вышеперечисленное давно не имеет отношения.)
... Сколько раз, бывало, мне приходилось упрашивать:
- Пойди погуляй с собачками!..
А он хочет гулять только со мной...
Это и было счастье.
Помимо словесных команд были у нас и наши с ним особые сигналы. Они выработались как-то сами собой и дали нам возможность общаться невербально, т.е. истинным общением. Слова ведь очень ограничены...
Мы общались и свистом. Были они разными, например: "Маленький, я тебя не вижу!" (т.е. просто просьба показаться), "Малышка, ты где?! (уже тревога), наконец, "Немедленно бросай все, что ты там делаешь, и иди сюда!!!"
Были в нашем общении на прогулке и знаменитые "кис-кис" собачников. От тихонького "кс-кс-кс" ("Иди ко мне поближе, малышка") до резкого в голос "Кс-с!" ("Ты что это, а?!"). Со временем "кисочка", "кисюшка", "котенок" - в итоге просто "Ксюшка" - стало почти нашим именем (Вошечкиным для меня).
8. Ко мне. Бездна вариантов у этой команды. На "работе" - на выступлениях, тренировках, соревнованиях - Аргоша выполнял ее строго по всем правилам: подбегал ко мне хорошей рысью и, обойдя сзади, садился слева.
Но "иди ко мне" и похлопывание рукой по ноге означали просто необходимость подойти ко мне навстречу (и ждать дальнейших указаний).
Думаю, что у каждого тандема "человек - собака" найдется немало своих собственных команд и знаков. Например, следующая.
9. Иди сюда. Рано или поздно почти каждый собачник переходит в общении с живностью от канонического "Ко мне" к менее определенному, но не менее понятному всем "Иди сюда!" В зависимости от тона слова эти требуют различной степени приближения собаки к хозяину.
А у нас с Вошиком они означали просто "поменяй направление" (типа "ты туда не ходи, ты сюда ходи").
10. Место. Команда, парная к "Ко мне"; они и отрабатываются вместе. Где угодно могла я бросить на землю варежку, сумку, платок, палочку, указать "Место!" - и малыш укладывался в позу сфинкса, вытянув передние лапки и - высший пилотаж дрессировки! - всегда за 20 - 40 см до предмета, не наступая на него. Можно было и просто указать на землю, не отмечая, но тогда при неоднократном выполнении "Ко мне - место" он мог чуть-чуть сдвинуться в сторонку...
Лежать и ждать он мог сколько угодно.
Помню, как-то я оставила его с вещами в Давыдовке, а сама побежала в магазин. Вернувшись через 40 минут, я увидела большие Вошкины ушки, выглядывавшие из-за сумок. Но это уже не просто команда "Место!.."
11. Вперед - команда, в принципе, подаваемая при любом движении вперед. И, строго говоря, можно было по жизни обходиться только ею для того, чтобы, скажем, послать Аргошу передо мной в любом узком месте. В противном случае, если он ненароком оказывался позади, то норовил в самый ответственный момент (моего пролезания в дырку забора или перехода канавы по бревнышку) протиснуться одновременно со мной и непременно по всем правилам - у левой ноги.
Однако помимо этой универсальной команды существовали и специфические.
12. Бум. С бумом проблем у Аргошечки никогда не было; я даже не помню, как мы выучились ходить по нему. Конечно, вначале я поддерживала масика под брюшко, но очень скоро он сам стал бегать по буму и никогда не спрыгивал с него, не доходя до конца (как частенько делают собаки, и за что снимают с состязаний). Можно было подумать даже, что ходить по этому бревну доставляет малышу удовольствие. Он иногда влезал на бум без всякой команды. И даже после своей болезни.
13. Лестница. А вот с ней проблемы были. И, строго говоря, в такой команде необходимости я не чувствовала. Раз научившись ходить по лестнице, Аргоша бестрепетно следовал за мной куда бы то ни было. А посылать его одного - зачем же?
14. Барьер. Тоже прекрасно выполняемая команда, в которой тоже не было особой нужды. По молодости лет Вошечка легко, играючи, перемахивал все препятствия, через которые положено перемахивать здоровой сильной овчарке. Вот только забор на даче был для него табу. Даже по моей команде он пищал, приседал на лапках и всячески показывал, что "не может". Не знаю, в чем было дело, ведь на состязаниях он брал и большие барьеры...
15. Ползи. Ее мы не любили, да и кто ж любит-то? Зачем это ползти, когда можно гораздо быстрее добежать...
На дрес. площадке для обучения ползанию имелась специальная сетка, натянутая на высоте примерно 40 см над землей. И немало времени я провела рядом с ней, запихивая под нее Вошку, старавшегося сократить упражнение и норовившего поэтому выползти оттуда в сторону.
Но при необходимости ползать мы могли, хотя и без большого желания.
16. Плыви. Это всегда с радостью. Если за брошенной палкой, то всегда пожалуйста и без всякой команды и сколько угодно раз. А если вместе со мной - то всегда рядом, так, чтобы я в любой момент могла схватиться за ошейник или за хвост (что я и делала частенько), после чего отбуксироваться к берегу.
Плыть вперед просто так, в пространство, ему было тяжеловато (поскольку бесцельно и абстрактно). Тогда он доплывал до первого значительного предмета на поверхности воды (например, кувшинки), захватывал его и вытаскивал на берег.
Только в самую большую жару малыш отплывал от берега один и, сделав несколько небольших кругов, возвращался. А так - только со мной.
@темы:
Арго,
Собственное
Восхищаюсь все больше.
Со временем "кисочка", "кисюшка", "котенок" - в итоге просто "Ксюшка" - стало почти нашим именем (Вошечкиным для меня).
Однако
Восхищаюсь все больше.
Да-а, это именно Вошинка)))
Малыш (второй собак, который умер прошлым сентябрем) был совсем.. кхе
Однако
Ясно-понятно
У моей родственницы кошка - "ласточка моя" ))
У моей родственницы кошка - "ласточка моя" ))
Да я по наивности думала, что все как-то так называют... по-особенному. С удивлением обнаружила, что - нет, не все