... И когда 1 марта 1992 года вновь проходили состязания по ОКД и ЗКС, мы, разумеется, участвовали в них и вновь подтвердили свою I степень в обоих видах соревнований.
Жаль только, что устраивались соревнования лишь два раза в год!..
Не знаю, могу ли я объяснить чувство владения такой собакой, как Арго. Даже нельзя сказать "владения" - в конце концов так и неизвестно, кто кем тут владел. Сейчас, через полгода после смерти малыша, мне говорят: "Тебе надо завести другую собаку". Понимают ли они, что говорят?! - Боюсь, что нет.
Мне говорили это и сразу после его смерти и будут говорить еще. У вас умер ребенок - заведите нового. У вас умер друг - заведите другого. В самом деле, какая разница? Главное - иметь (друга, ребенка, собаку)? Однако Л. Толстой утверждал, что качество - важнее (мое вольное переложение).
читать дальше
Легенда о том, что собака - душа хозяина (т.е. отражение его характера), конечно, красива, но вызывает у меня сомнение в истинности. Не думаю, что в самом деле воспитала в Гошечке хотя бы одно из его важнейших качеств. Следовательно, нет моей заслуги в том, что он был таким, каким он был. Следовательно, нет ни малейшего шанса вновь случайно выбрать такого же щенка. Следовательно, зачем мне другой?..
Разумеется, нет большой разницы, та ли собака или эта, если у вас милый, ласковый (бестолковый) спаниель, пудель, миттель, пекин и т.д. или злобный, кидающийся, драчливый (бестолковый) ризен, буль, стаф, добер и т.п. Впрочем, и овчар может оказаться в любой из этих компаний. Вы любите свою собаку, без сомнения. Вы позволяете ей выпрашивать кусочки с вашего стола, спать с вами на одной постели и гадить на ваш ковер. Она вас тоже любит. Она виляет хвостом, когда вы приходите (впрочем, и когда приходит кто-то еще), или рычит, когда мимо проходит посторонний (впрочем, и когда вы пытаетесь прогнать ее с дивана). Вы уверяете, что она все-все понимает (по-моему, даже больше вас), если она выглядит виноватой, когда ее ругают за очередную лужу на полу, и восхищаетесь, если она талантливо стянет кусок мяса с вашего стола... Если это все, что включает ваша жизнь с собакой, заведите лучше кошку или рыбок (они тоже виляют хвостами).
Что вы скажете о собаке, которая всего вышеперечисленного не делает?
Как мне описать тандем "человек-собака", то, что в аджилити называют "экипаж"? Может быть, по-настоящему это могут понять лишь те, кто занимался с собакой дрессурой не для "галочки", не для того, чтобы как-нибудь сдать норматив, иначе нет допуска к выставке... Как описать это полное взаимодействие с напарником-собакой при работе и полное единство в обычной жизни?
В дрессировке есть для этого термин: "контакт с собакой" - включающий 4 основных фактора:
1. Постоянное наблюдение собаки за дрессировщиком.
2. Доверчивый быстрый подход собаки по зову.
3. Полное послушание.
4. Отсутствие у собаки боязни дрессировщика.
Но как редко эти факторы собираются вместе!
Как редко можно видеть, что дрессировщик для собаки является "главным раздражителем", т.е. объектом самого пристального внимания и одновременно самым привлекательным... Неудивительно, что таким "раздражителем" (термин теории дрессировки) человек может стать лишь тогда, когда сам отдаст собаке изрядную долю своего внимания, времени, труда, наконец, жизни. Известно же, чем больше отдаешь, тем больше получаешь...
И какая же собака может заменить Вошечку?! Маленького, который не спускал с меня глаз, которого было бесполезно отсылать от себя "погулять с собачками", который понимал... ну и так далее.
Но есть еще одно чувство, знакомое лишь владельцу рабочей собаки - ощущение силы под своей рукой и возможности положиться на пса как на равного. Обычно я выражала это чувство (неполно, конечно) словами: Собака должна быть такой, чтобы при необходимости человек мог нести собаку и собака могла нести человека. Восхитительное чувство члена единого экипажа, когда в работе достижение результатов зависит равно от тебя, от другого и от вашего взаимопонимания.
Этого нельзя добиться с милыми домашними любимцами. И может быть, самое глубокое взаимное уважение и доверие возникает между человеком и усмиренным зверем в собаке (тем самым, который проснулся в моем псе в возрасте 10 месяцев). Помимо любви нас связывало еще и партнерство (то, что заставляло его тащить меня при подъеме в гору или подставлять ошейник при плавании для буксировки, а меня - вбить, не раздумывая, свою ногу между беззащитной Аргошиной лапкой и кованым ботинком десантника, обрушивающимся на эту лапку при рывке троллейбуса - т.е. сделать то, что другой сделать не сможет...)
Так в одной из наших зимних прогулок по крутым склонам правого берега над водохранилищем я поскользнулась на обледенелом склоне и стала сползать вниз. И малыш тащил меня волоком вверх по крутой обледенелой горе, пока не вытянул на ровное место. Тогда я впервые почувствовала, что при необходимости он вытащит меня откуда угодно; почувствовала в нем не щенка, а взрослого сильного пса.
Я тоже получила возможность вытащить его. Зимой Аргоша всегда с радостью прыгал по глубокому снегу. И когда я шла по парапету нашей левобережной набережной и, к восторгу собачки, сбрасывала с парапета снег, а он, заливаясь лаем, прыгал рядом по льду, на пути оказалась чуть затянутая ледком прорубь "моржей". Небольшая, размером с ванну; и Аргоша с разгона ухнул в нее. Мгновение я стояла остолбеневшая. Надо сказать, что он ничуть, похоже, не испугался, во всяком случае, плавал он в проруби с довольно независимым видом и даже не делал попыток выбраться. Впрочем, выбраться ему бы и не удалось: края проруби обледенели.
Из дальнейшего помню только, что я резко упала рядом с прорубью, схватила правой рукой Аргошу за ошейник (или за шиворот) и одной (!) рукой (!) выбросила (!) 35-килограммовую (!) собачку на лед. А потом мы бежали домой (к счастью, недалеко), и он, все еще резвясь, прыгал вокруг меня: а что, собственно, произошло? Дома мы вытерли его, закутали и дали теплого молочка. По-моему, он был доволен.
Мороз, между прочим, был под 30.